Пожарная автоматика

Техническое обслуживание юридическим лицом систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной вентиляции, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, допускается осуществлять без получения лицензии МЧС.

В случае привлечения для технического обслуживания сторонних юридических лиц Республики Беларусь или иностранных организаций наличие у них лицензии МЧС является обязательным требованием. Порядок проведения технического обслуживания указанных систем определен в ТКП 316-2011 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Организация и порядок проведения работ».

В случае проведения ремонтных или строительно-монтажных работ на объекте следует уведомить обслуживающую организацию о начале проведения данных работ для предотвращения и минимизации последующих затрат по восстановлению систем.

В ходе эксплуатации систем пожарной автоматики, запрещается допускать какие-либо действия, способные негативно повлиять на их работоспособность и исправность, а также действия, которые могут способствовать возникновению ложных срабатываний.


Лицо, назначенное руководителем ответственным за содержание в работоспособном и исправном состоянии систем пожарной автоматики (далее – ПА), несет ответственность за качество принятых работ и обязано осуществлять приемку работ Исполнителя (проверить полноту выполненных работ по техническому обслуживанию ПА) с оформлением соответствующей документации.

Работы по техническому обслуживанию ПА должны проводиться в соответствии с графиком проведения плановых работ по техническому обслуживанию ПА (Регламент № 1, Регламент № 2), который согласовывается Заказчиком и утверждается Исполнителем.

Регламент № 1 проводится не реже одного раза в месяц и включает в себя выполнение работ по: внешнему осмотру; проверке работоспособности и исправности системы; устранению выявленных недостатков в настройке и работе системы; проверке остаточной емкости резервного источника питания; проверке прохождения сигналов о пожаре и неисправности на пункт диспетчеризации пожарной автоматики; проверке срабатывания сблокированного с ПА оборудования и инженерных систем.

Регламент № 2 проводится не реже одного раза в квартал и включает в себя выполнение работ по: чистке элементов системы; измерению параметров системы (в том числе измерение электрического сопротивления шлейфа сигнализации, сопротивления изоляции, сопротивления защитного заземления приборов и др.); контролю качества пенообразователя и (или) его раствора с учетом условий, сроков хранения (эксплуатации) и других требований завода-изготовителя.

Организацией, осуществляющей техническое обслуживание противодымной вентиляции, обеспечивается ежегодное проведение периодических испытаний противодымной вентиляции.

Справочно: Внеплановое техническое обслуживание проводится при выдаче системой сигнализации 3-х и более произвольных срабатываний в одной и той же зоне контроля (по причине произвольного срабатывания системы, включенной в один шлейф) в течение 30 календарных дней, жалобах Заказчика на работу ПА, по решению лица, ответственного за содержание в работоспособном и исправном состоянии ПА.

Лицо, ответственное за содержание в работоспособном и исправном состоянии ПА, должно убедиться в том, что:

  • работниками обслуживающей организации в полном объеме проведены работы, предусмотренные Регламентом № 1 и Регламентом № 2;
  • сигналы о пожаре и неисправности, срабатывании технических средств противопожарной защиты и пожаротушения поступили на приемно-контрольное оборудование и на пульт централизованного наблюдения (далее – ПЦН) СПИ «Молния» (при наличии на объекте устройства объектового оконечного СПИ «Молния»);
  • включилась система оповещения о пожаре и управления эвакуацией;
  • сработали блокировки с инженерными системами и технологическим оборудованием объекта, предусмотренные проектом (отключились системы общеобменной вентиляции, включились вентиляторы систем дымоудаления и открылись клапаны дымоудаления, сработала система контроля управления доступом на открытие дверей (ворот), лифты опустились на 1 посадочный этаж, сработали противопожарные клапаны, отключилось технологическое оборудование, сработал клапан прекращения подачи газа и др.).

Лицо, ответственное за содержание в работоспособном и исправном состоянии ПА, после контроля объема и качества выполненных работ должно ознакомиться с записью в журнале регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту, сделать свои замечания о проделанной работе или сделать запись «Замечаний нет» и заверить подписью.

Прохождение сигналов на ПЦН СПИ «Молния» контролируется диспетчером ПЦН СПИ «Молния» территориального управления МЧС по телефону.

При обнаружении неисправностей (отказов) и произвольных срабатываний систем оперативным (дежурным) персоналом должен быть сделан вызов организации, осуществляющей техническое обслуживание ПА, который отражается в журнале регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту, в котором должны фиксироваться дата и время вызова, данные лица, принявшего вызов и принятые меры. В случае отказа системы обслуживающий персонал обязан прибыть на обслуживаемый объект по вызову представителя объекта в сроки, определенные договором. Эти сроки должны быть: для г. Минска и областных центров – не более 3 часов, для остальных городов и населенных пунктов – не более 7 часов.

В случае временного прекращения работ по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, систем противодымной вентиляции, при невозможности нормального функционирования систем необходимо оформить акт временного прекращения работ по техническому обслуживанию и принять меры по повышению уровня пожарной безопасности.

О начале строительно-монтажных работ на объекте для предотвращения и минимизации последующих затрат по восстановлению систем необходимо информировать организацию, выполняющую работы по техническому обслуживанию.

Плановый контроль качества технического обслуживания должен осуществляться по план-графику, утвержденному руководителем юридического лица, проводящего техническое обслуживание. Плановый контроль проводится не реже одного раза в квартал, а также в месяце, предшествующем месяцу окончания действия договора на техническое обслуживание.


Опубликовано: 2022-12-21